Когда менять воздушный фильтр на автомобиле

В большинстве вопросов “когда менять деталь ХХХ в автомобиле” лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Потому что практика доказывает - попытка сэкономить на ресурсе “расходников” приводит к выходу из строя более дорогостоящих агрегатов. Если хотите экономить, то лучше ищите бренды, продукция которых практически не уступает по качеству топовым, а стоит дешевле. Но чтобы понимать, почему вовремя менять фильтр так важно и на что он влияет, давайте разбираться во всех нюансах.

Когда менять воздушный фильтр

Для чего нужен воздушный фильтр на автомобиле

Ответ очевидный - чтобы фильтровать воздух. Какой? Тот, который поступает в камеру сгорания автомобиля, где смешивается с топливом, поджигается, сгорает и заставляет вашу машину двигаться. Что еще есть в камере сгорания? Моторное масло, которое находится на стенках и обеспечивает скольжение деталей шатунно-поршневой группы. Это важно понимать - объясним почему.

Так зачем фильтровать воздух? В нем присутствует много загрязнений - пыль, песок, смог, пыльца и т.д. Что будет, если они попадут в камеру сгорания? Частично сгорят, но больше выпадут осадком. На процесс сгорания они почти не влияют - с этим проблем нет. Но они никуда не денутся и смешаются с маслом. В результате вместо смазывания и защиты, такая смесь наоборот станет абразивом.

В современных моторах, где зазоры минимальные, и каждая мелочь влияет на мощность и экологические показатели, чистота воздуха вообще становится критически важной. Поэтому и фильтры становятся все более технологичными, чтобы эффективно выполнять свои задачи.

За фильтрацию воздуха отвечает непосредственно фильтровальный элемент детали. Но вся конструкция немного сложнее. Воздух подается через воздухозаборник, где часто уже стоят фильтры грубой очистки. Далее он подается в корпус воздушного фильтра, где происходит процесс очистки и дальше очищенный воздух отправляется уже во впускной коллектор.

Для чего нужен воздушный фильтр

Отсюда вытекает пара нюансов.

  • Во-первых, очень важно правильно установить фильтр, так чтобы не было зазоров и грязный воздух не мог пройти дальше. За это отвечают уплотнительные элементы фильтра, которые должны плотно прилегать к посадочному месту, но это происходит только при корректной установке.
  • Во-вторых, нужно внимательно следить за тем, чтобы в деталях системы подачи воздуха и самом корпусе фильтра не было повреждений и трещин, через которые может происходить подсос грязного воздуха в обход фильтра.

Как понять что воздушный фильтр пора менять

Если вы задаете себе именно такой вопрос, то скорее всего срок замены фильтра уже просрочен и вы потенциально навредили собственному двигателю. Потому что понять, что эту деталь пора менять, можно когда что-то уже не в порядке.

Как понять что воздушный фильтр пора менять

Основные признаки проблем с воздушным фильтром такие.

  • Повышение расхода топлива. Объяснение простое - забитый фильтр пропускает меньше воздуха в камеру сгорания, в результате топлива сгорает больше.
  • Отсюда вытекает второй признак - мотор теряет мощность, не так быстро разгоняется, становится менее отзывчивым и динамичным.
  • Проблемы с топливо-воздушной смесью в итоге начинают вылазить самыми неожиданными симптомами: мотор работает неровно, скачет на холостых, плохо запускается. И все это из-за воздушного фильтра, хотя вы будете грешить на свечи или аккумулятор.

    Поэтому до появления таких признаков лучше не доводить. В конце концов воздушный фильтр не такая уж дорогая деталь, чтобы пытаться на ней сэкономить.

    Тут же важно сказать, что не стоит пытаться продлить жизнь воздушному фильтру. Попытка выбивать его или пропылесосить не принесет практически никакого эффекта. В забитом фильтре пыль находиться в микропорах, из которых ее уже не достать. Более того, своими действиями вы можете нарушить конструкцию или повредить структуру фильтровальной бумаги. Просто примите тот факт, что это расходник и рано или поздно его пора заменить. Причем лучше рано, чем поздно, потому что необоснованная экономия обернется большими растратами.

    Когда менять воздушный фильтр на автомобиле - интервалы замены

    Менять воздушный фильтр нужно в соответствии с регламентом производителей - автомобиля и самой детали.

    В среднем это каждые 10 000 километров, хотя интервал может колебаться для 8000 километров для старых автомобилей и до 15 000 километров для машин с удлиненными интервалами замены.

    Если вы много ездите там где пыльно (например, по грунтовым дорогам или работаете на стройке), то можно смело уменьшать интервал замены в 1,5 раза. Например, менять каждые 5000 километров.

    Если вы обслуживаете автомобиль самостоятельно и регулярно уделяете ему внимание, то можно менять фильтр четко по достижению указанных выше интервалов. Тем более, что в большинстве автомобилей сделать это очень легко - отщелкнул или открутил крепления корпуса фильтра, вытащил старый, аккуратно установил новый, закрыл, поехал.

    Но на практике такое все равно происходит не так часто. Воздушный фильтр меняют во время плановых периодических ТО - не важно вы делаете это на СТО или самостоятельно. Одновременно с ним меняют моторное масло, масляный фильтр, топливный фильтр, а чаще всего еще и фильтр салона. Интервал ТО такой же, как и для воздушного фильтра - колеблется от 8 до 15 тысяч километров и может уменьшаться, если машина работает в тяжелых условиях.


    Что будет если не менять воздушный фильтр

    Частично мы уже ответили на эти вопросы выше, но давайте подытожим. Если не менять воздушный фильтр, то можно приготовиться к таким последствиям.

    • Уровень расхода топлива будет расти и вырастет существенно - до 150% от номинального.
    • Из-за неправильной пропорции топливо-воздушной смеси в камере сгорания может образовываться нагар, который ведет к износу деталей.
    • Двигатель будет работать нестабильно, запускаться через раз, троить на холостых оборотах.
    • “Задыхаясь”, двигатель будет пытаться через впускной коллектор и воздуховоды втянуть в себя воздух - через любые доступные “щели”. В результате в мотор будет поступать неочищенный воздух - загрязнения быстро станут абразивом на основе моторного масла и металлические части шатунно-поршневой группы будут быстро изнашиваться и выходить из строя.
    • Из-за проблем со сгоранием смеси могут начать работать с перебоем свечи зажигания, загорится кнопка Check Engine или другие сигнальные лампы.
    Последствия несвоевременной замены воздушного фильтра


    В конце концов двигатель может просто перестать запускаться. Но это уже самый крайний случай, до которого не стоит доводить. Иначе ремонт машины может вылиться в круглую сумму. Хотя всего лишь стоило поменять фильтр вовремя.