Исправная работа системы торможения — залог безопасности в дороге. Поэтому очень важно своевременно менять тормозную жидкость и следить за состоянием всей тормозной системы. Когда требуется замена тормозной жидкости — один из распространенных вопросов среди ответственных автомобилистов, ответ на который позволяет соблюдать периодичность замены расходников. Если коротко, то менять тормозную жидкость необходимо не реже, чем раз в два года. Для спорткаров этот период может быть меньше в несколько раз.
Как работает и зачем нужна тормозная жидкость?
При нажатии на тормоз, шток на педали отправляет жидкость из главного цилиндра. Проходя сквозь герметичные отверстия, вещество почти не сжимается и это усилие передается на контуры системы торможения через стальные трубки и гидравлические шланги к рабочим цилиндрам или суппортам. Полученное давление выталкивает поршни, которые прижимают колодки к дискам.
Тормозная жидкость помогает усилить передаваемое от педали к колесу давление. Эта достаточно узкая задача, играет важнейшую роль, исключая отказ тормозов, независимо от обстоятельств. От ее состояния напрямую зависит эффективность торможения.
Какие бывают виды тормозной жидкости?
В основном, тормозные жидкости отличаются по вязкости и температуре кипения. Чем она выше, тем дороже и качественнее вещество. Все современные жидкости объединяются в рамках стандарта DOT, из которых самые популярные:
- DOT 3. Жидкость на основе полиэфира и полиэтиленгликоля. Предназначена для автомобилей со сниженными динамическими свойствами. В момент работы, ее температура не должна быть выше 150 градусов. DOT 3 можно смешивать с DOT 4.
- DOT 4. Выполнена на той же основе, что и DOT 3, при этом имеет в составе ряд присадок, которые противостоят закипанию. Рабочая температура жидкости до 230 градусов, что делает ее подходящей для большинства современных автомобилей. Можно смешивать с DOT 3.
- DOT 5. Жидкость, в состав которой входит силикон. Создана специально для спорткаров, которым просто необходимо, чтобы тормоза работали идеально. Отлично работает при температуре до 260 градусов. Особый состав не позволяет смешивать DOT 5 с гликолевыми веществами и заменять ее нужно чаще — максимум год между заменами.
- DOT 5.1. Еще одна жидкость на основе гликоля, которая предназначена исключительно для ABS-систем. Не рекомендуется смешивание DOT 5.1/ABS с другими жидкостями.
Когда и зачем менять тормозную жидкость?
Чаще всего, производители указывают регламент замены, составляющих от 30 до 60 тыс.км. По времени, этот интервал составляет примерно раз в пару лет. Если автомобиль имеет ABS-систему, это никак не влияет на периодичность замены тормозной жидкости. Для спортивных автомобилей есть собственный регламент — до 15000 км пробега.
Замена тормозной жидкости может понадобиться и раньше, если появился осадок или вещество помутнело. Использование такой жидкости может стать причиной поломок в системе торможения. Также, кроме пробега и цвета, о состоянии жидкости можно узнать с помощью тестеров, которые используются в автосервисах.
Гликолевые жидкости лучше менять не реже, чем каждые 40000 км. Жидкости на основе силикона могут проработать гораздо дольше — их максимальный период между заменами может доходить до 5 лет.
Еще одна причина необходимости замены — разгерметизация системы торможения, которая приводит к утечке жидкости и насыщения кислородом. Это снижает температуру кипения.
Не менее значимым поводом для замены является пакет присадок в составе тормозной жидкости. Со временем, они начинают терять свойства и разлагаться.
Что такое температура кипения и на что она влияет?
Температура закипания — ведущий показатель тормозной жидкости и чем он выше, тем лучше для системы торможения. Если вещество закипает, оно начинает пузыриться, что сильно снижает эффективность работы тормозной системы. Пузырьки пара снижают усилие, которое передается на цилиндры. Если тормозная жидкость внезапно закипит, то педаль провалится и водитель просто не сможет достаточно быстро затормозить.