Кроме обозначений вязкости, вроде 5W-30, на канистрах масла часто встречаются надписи API SJ/CH. Разбираемся с тем, что они означают.
![Что такое API](https://leoparts.com.ua/assets/leoparts/attachments/images/blog/10.c67dce8cc4e62de68b01433a094ea5d3.jpg)
История возникновения
Изначально существовало только два класса. Бензиновый обозначался буквой S (от слова Service), а дизельный – буквой С (от Commercial). Дополнительно используется вторая буква, начиная с А и пока не закончится алфавит, которая детализирует класс. Часто производители указывают двойную классификацию – API SL/CI, например. Потому что масла подходят для любых моторов.
С 1994 года появился класс ILSAC. Свое название он получил от Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee). Его создали автопроизводители США и Японии, чтобы внедрить более строгие стандарты производства масел.
Классы API по бензину
SA-SH – классы для машин начиная от 1930-х и до 1996 годов. На сайте API эти классы указаны как устарелые. Хотя вы легко найдете в продаже масла классов SH, SG и даже SF. Это легко объяснить – в США вы не найдете таких старых машин, а у нас они еще вовсю эксплуатируются.
SJ – масла для автомобилей от 2001 и до 2004 года выпуска. Эту категорию автоматически получают все масла – они же подходят для любых моторов, используемых ранее.
SL – с 2004-го по 2010-й год. Стали реакцией на появление турбированных моторов, а также катализаторов. Обеспечивают расширенные интервалы замены.
SM – для машин старше 2010-го года.
SN – самый современный на сегодня класс. Отличается от SM тем, что такие масла дополнительно обеспечивают энергосберегающие свойства, защиту от образования шламов, защиту уплотнений. Но самое главное – их можно использовать вместе с биотопливом.
Классы API по дизелю
CA-CG – классы для машин, начиная от 1930-х и до 1998 годов. На сайте API указаны как «устаревшие». Масла классов CF и CG подходят для автомобилей от 1994-го, но не старше 2009 года. Аналогично с бензиновыми, вы можете найти такие масла в продаже в Украине, хотя эти классы больше не поддерживаются API.
СH-4 – появился в 1998-м и в этом классе появилась цифра «4», означающая четырехтактные моторы. Являются заменой всем ранним классам.
СI-4 – заработал в 2002 году. Для двигателей с системами EGR. Через два года появился класс API CI-4 PLUS – такие масла эффективнее борются с сажей и отложениями.
CJ-4 — появился в 2006 году. Ответ на появление сажевых фильтров и разработку новых систем доочистки выхлопных газов.
CK-4 – самый современный на сегодня класс, для машин старше 2017 года. Особенно эффективны для продления жизни систем доочистки отработанных газов. Имеют повышенные анти-окисляющие свойства, сохранение масляной пленки даже при высоком давлении и температуре, и защиту мотора и его прокладок.
FA-4 – дополнительный класс, который практически аналогичен CK-4. Его отличие в том, что такие масла подходят только для моторов с строгими ограничениями выбросов парниковых газов. И если масла CK-4 являются заменой более ранним классам, то FA-4 несовместимы с более старыми моторами. Использовать их можно только по рекомендации автопроизводителя.
Классы API по ILSAC
Как мы уже сказали, классы ILSAC имеют более строгие требования. Среди них:
- способность масла сохранять пленку даже при высоком давлении;
- энергосберегающие свойства;
- обеспечивать фильтрацию даже, если масло холодное;
- масло имеет низкую летучесть, снижая расход;
- масло содержит меньше фосфора и бережно относится к катализаторам;
- сниженные характеристики пенообразования.
В классификации ILSAC на сайте API все классы от GF-1 до GF-4 считаются устаревшими (для автомобилей от 1994 года до 2010-го).
Класс GF-5 презентовали в 2010-м одновременно с API SN. Такие масла защищают моторы даже при очень высоких температурах, обеспечивают повышенную экономию топлива, защищают мотор и его уплотнения. Подходят для моторов, работающих на биотопливе. Масла класса GF-5 повышают интервалы замены и являются стандартом для новых моторов.
Зачем автовладельцу эта информация?
Запомнить всю эту информацию сложно, да и не нужно. Тем более что классификация API обозначает не какие-то конкретные характеристика, а соответствие масел годам выпуска автомобилей. Знание принципов поможет вам не попасть впросак, когда вам пытаются продать «отличное полусинтетическое масло с классификацией API SG/CF». А на самом деле это продукт для машин середины 90-х. Даже если вы не запомните, что для большинства современных машин подходят масла не ниже SL/CI, то классификацию легко «загуглить» в сети со смартфона, сразу получив нужную информацию.
Также наличие логотипа API на канистре обозначает, что производитель не пожалел денег и не побоялся пройти проверку, чтобы получить сертификат соответствия одной из самых авторитетных организаций контроля качества продукции.