Выбор моторного масла

На сегодняшний день существует огромное количество компаний, которые производят масла для двигателей внутреннего сгорания. Однако к основным брендам, производителям смазочных материалов, относятся: Shell, Agip, Castrol, Lubex, Elf, Esso, Mobil 1, Motorcraft, Motul, Bardahl, Norauto, Selenia, Total.

Вместе с тем при выборе масла не стоит опираться только на громкое имя производителя, выбирайте тот тип масла, который обеспечит максимальную защиту и лучшую производительность двигателя.

Регулярно проверяйте уровень масла. Всегда следует менять масляный фильтр при каждой замене масла.

Одной из важных характеристик хорошего масла для двигателя, является вязкость (SAE), которая указывается индексом, например "10w40", где:

  • 10: текучесть при низкой температуре: чем меньше число, тем легче завести холодный двигатель.
  • W: средняя зимой (W = зима).
  • 40: Горячая вязкость: Это число указывает на сопротивление масла при высоких температурах.

Типы масла и классификация

1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло)

  • Минеральное масло: производится путем переработки сырой нефти. Добавлены противоизносные присадки, антиоксиданты и т.д.
  • Полусинтетическое масло, смесь минерального масла с синтетической нефтью. Более холодная жидкость, это масло является наиболее подходящим при эксплуатации автомобиля в городских условиях и обеспечивает отличную защиту двигателя.
  • Синтетические масла: получается путем лабораторного изменения в молекулярной структуре базовых масел, идеально подходит для самых требовательных пользователей, масло не становится густым даже в условиях низких температур. Обеспечивает больший пробег автомобиля без смены масла и в то же время снижает расход топлива.

Если взять ориентировку на всем известный Американский институт нефти (API), можно точно сказать, о том, что все базовые автомобильные масла имеют пять категорий.

Основа первой группы, создана при помощи селективной очистки и депарафинизации.

Основа второй группы, проходит гидро-обработку, за счёт этого уменьшено количество ароматических соединений и парафинов.

Основа третьей группы, получена при помощи метода каталитического гидрокрекинга, при этом, индекс вязкости уменьшен.

Основа четвёртой группы создана на полиальфаолефинах (ПАО), это увеличивает индекс вязкости и даёт повышенную окислительную стабильность.

Основа пятой группы базовых масел предназначена для производства моторного масла, основой списка есть не вошедшие в перечисленные категории, такие как базовые масла на натуральной и синтетической основе.

Минеральная основа всех масел для двигателей внутренного сгорания, является продуктом перегонки нефти, ее качество и химический состав, главным образом, зависят от тех же показателей нефти, а также какие технологии использовались для ее очистки.

Полусинтетическое базовое масло представляет собой смесь минеральных и синтетических масел, причем содержание синтетического масла составляет 20 40 %. Содержание синтетического базового масла может быть в конечном продукте разным, поскольку каких-то норм или определённых требований, как таковых, просто не существует.

Полусинтетическое масло по своим техническим характеристикам является чем-то средним между минеральным и синтетическим маслами. Соответственно, по всем своим показателям качества оно уступает синтетическому базовому маслу и превосходит минеральные масла. Примечательно, что стоимость этих масел много ниже, чем синтетических.

В качестве основы для производства синтетического моторного масла берут эстеры либо полиальфаолефины (ПАО), также иногда используют их смесь. Полиальфаолефины получают путём соединений коротких углеводородных цепочек. При этом используют этилен и бутилен. Эстеры являют собой сложные эфиры, получаемые так: карбоновые кислоты нейтрализуют при помощи спирта.

2. По вязкости (классификация SAE)

Классификация масел по вязкости (SAE), разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров, имеет стандарт SAE J-300 DEC-99. Эта ассоциация подразделяет все масла на классы по текучести, способности масел течь и "прилипать" к поверхности металлических деталей. SAE действует в США, Японии, Европе и также других странах. Классификация SAE имеет 11 классов, из них 6 относятся к зимним маслам (5W и 25W, SAE OW, 10W, 15W, 20W) и 5 — к летним маслам (SAE 20, 30, 40, 50 и 60).

Класс SAE уведомляет потребителя о диапазоне температуры окружающей среды. В каких тампературных условиях масло будет обеспечивать проворачивание двигателя при помощи стартера, по смазочной системе двигателя, степень прокачивания масла масляным насосом при холодном пуске под давлением в режиме, что не допускает сухого трения в узлах, а также надежное смазывание летом в максимальном нагрузочном и скоростном режиме и при длительной работе.

3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)

Всеми автомобилестроительными компаниями одобрены спецификации API и ACEA. При этом некоторые автомобилестроители создали свои собственные требования. Они публикуют списки опробованной продукции в целях ее различного рода применения.

Американский Нефтяной Институт – API. Ярлык API представляет собой гарантийную лицензию. Согласно API вся классификация продукции производится по результатам испытаний. Для проведения всех испытаний используют двигатели американского производства. Функциональность масел оценивают по моющим, противоокислительным, противоизносным и многим другим свойствам.

Улучшенная спецификация для бензиновых двигателей обозначается при помощи обозначения "SL". Для потребителей это обозначение является гарантией того, что масло было разработано при необычайно строгих стандартах. Спецификация также сообщает потребителю о том, что выбранное им масло произведено и распространяется в соответствии со всеми требованиями API.

Ассоциация Европейских Автомобилестроителей – АCEA. Как и API имеет свою систему классификации. В отличие от API, спецификация АСЕА полностью учитывает конструктивные особенности, которые присущи европейским двигателям, режимы их эксплуатации в условиях европейского климата. Ее требования к результатам отдельных тестов намного превышают требования API. Следует отдавать предпочтение маркам масел, которые прошли испытания в АСЕА и получили соответствующий класс качества данной спецификации.

4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел)

Во всех случаях наличие допуска автопроизводителя на упаковках автомасла означает, что это масло прошло очень сложные тесты в лабораториях именно этого указанного производителя автомобилей. Даже не просто тесты, а испытания на стендах на определение взаимодействия с вашим двигателем.

Допуски масла производители автомобилей обычно пишут в сервисной книжке или же в инструкции по эксплуатации (раздел требований к моторным маслам). Например, VW 506.00 (VAG) и т.д. Так же в большинстве случаев, помимо указания допуска там указан и класс качества за одной из принятых международных классификаций. Если допуск для двигателя вашего автомобиля у вас имеется - настоятельно рекомендуется искать моторное масло, именно то, которое одобрено по допуску данного автопроизводителя.