О тормозной системе

Тормозная система является одним из основных элементов управления автомобилем и от их работоспособности зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Контроль фокусируется не только на эффективности системы в целом, но и на состоянии каждого отдельного элемента (толщина диска и др.)

Принцип работы тормозной системы выглядит следующим образом: диск или тормозной барабан составляет единое целое с колесом, таким образом, приобретает такой же вращательный момент, когда машина движется. Каждый момент прижатия колодки к диску вызывает сцепление, которое замедляет движение диска, а затем и колеса транспортного средства. Чем больше поверхность контакта между тормозными колодками и диском, тем лучше сцепление, торможение и, следовательно, безопасность.

Замена различных элементов тормозной системы зависит от типа направляющих, типов дорог (трасса или город), от автомобиля (седан или универсал, бензин или дизель) и перевозимого груза.

Рекомендации по замене узлов тормозной системы:

  • Для накладок: между 40000 и 45000 километров (проверять их, по крайней мере, каждые 15000 км), но в любом случае они должны иметь толщину не менее 2 или 3 мм.
  • Для дисков: каждые две смены накладок (80.000 до 90.000 км). Тем не менее, они должны быть заменены, если толщина меньше, чем минимальный размер (таблицы поставляются производителями), или если на поверхности есть деформация или борозды.
  • Для цилиндра: их износ во многом зависит от качества тормозной жидкости, и замена обычно делается каждые 100.000 км.
  • Для барабанных тормозов: эти тормоза работают в закрытом пространстве, что требует регулярной очистки, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи, которые являются причиной трений. Их замена осуществляется с момента, когда толщина колодки менее 1,5 мм.
  • Тормозная жидкость: ее замена должна проводиться каждые два года. Чтобы узнать конкретное состояние жидкости, можно проверить, измерив, степень кипения, которая не должна быть меньше, чем 165 º.
  • Если загорается индикатор неисправности тормозной системы, то это означает, что есть проблема. В данном случае, проверить тормозную систему необходимо, как можно скорее, чтобы избежать дальнейших повреждений.
  • Проверяйте примерно через 50 000 км и состояние главного цилиндра, это сердце тормозной системы.
  • После замены тормозных колодок и дисков вам нужно сделать небольшой перерыв в эксплуатации автомобиля на высоких скоростях: избегайте резкого торможения в течение первых 300 км.

Замена тормозных дисков

Как ни старайся, как бережно ни езди, а тормозные диски на своем автомобиле рано или поздно менять придется. Хорошо, что в наше время нет проблем с покупкой тормозных дисков. Много производителей изготавливают диски на любой вкус и кошелек.

Но не забываем, что тормозная система, безопасность водителя, пассажиров и пешеходов тесно связаны между собой. И в этом случае не стоит сильно экономить и покупать некачественную продукцию неизвестных фирм.

На цену тормозных дисков влияет их размер, конфигурация и марка фирмы-изготовителя. Из наиболее качественных товаров, стоит выделить диски TRW, Ate и Brembo. Детали тормозной системы, изготавливаемые этими фирмами, устанавливаются на сборочных конвейерах многих известных автомобильных марок. А с фирмой Brembo работают многие европейские тюнинг-ателье. Конечно, цена на продукцию этих фирм будет существенно отличаться от их аналогов. Вне зависимости от модели вашего автомобиля, весь спектр продукции этих производителей будет высочайшего качества. То есть неверным будет утверждение, что для Porshe тормозные диски от TRW будут качественными, а для Renault 19 – нет.

Тормозные диски бывают вентилируемые и невентилируемые. Например, на ранних моделях ВАЗ 2110, 2108, 2109 устанавливались невентилируемые тормозные диски. На поздних моделях ВАЗ уже ставились вентилируемые диски. Такие диски лучше охлаждаются в процессе торможения. На большинстве иностранных машин используются вентилируемые тормозные диски на передней оси. На задней оси стоят преимущественно невентилируемые тормозные диски. Бывают еще тормозные диски с перфорацией и керамические тормозные диски (преимущественно для очень мощных и дорогих автомобилей).

Обычно регламент замены дисков тормозной системы не указывается заводом-изготовителем автомобиля. Но в среднем он составляет 50-120 тысяч километров пробега (в зависимости от модели автомобиля). За это время вы три-четыре раза смените тормозные колодки. Но опять же, срок эксплуатации зависит и от стиля езды. Любители «погонять» сносят быстрее диски, чем бережливые и неторопливые автовладельцы. Ведь агрессивная езда предусматривает частые и резкие торможения.

Те, кто в свое время установил дешевые колодки с «дубовыми» накладками, заплатят также быстрым износом тормозных дисков. Хорошая накладка не должна изнашивать диск быстрее, чем себя. Кто-то использует колодки до конца, продолжает ездить с металлическим скрежетом, чем подвергает диск сильному износу. После такой езды диски необходимо в лучшем случае проточить. В худшем – выбросить.

Оценивать степень пригодности диска для дальнейшей его эксплуатации стоит по его толщине. Степень толщины, до которой допускается эксплуатация диска, обычно указана на его упаковке. Для автомобилей ВАЗ 2109 или 2110 с невентилируемыми дисками эта цифра составляет 10.9 мм. Для ВАЗов с вентилируемыми дисками – 17.8 мм. Не забывайте, что эксплуатация диска, толщина которого ниже дозволенной, очень опасна! Такой диск может дать трещину при «горячем» торможении. Диск может разогреться, и его «поведет». Диски с трещинами подлежат замене независимо от их толщины.

Обязательно при замене дисков установить на них новые тормозные колодки, невзирая на степень изношенности старых. Само-собой разумеется, что тормозные диски меняют парами.

Крепится тормозной диск одним или двумя болтами к ступице машины. Фиксируется шпильками или болтами, которыми крепятся колеса.

Иногда тормозной диск составляет со ступицей колеса и ее подшипником одно целое (например, задние тормоза некоторых моделей Рено, Ситроен). Поэтому при снятии таких дисков будьте внимательны и не пытайтесь сбить диск со ступицы. При снятии дисков, используйте деревянные проставки для молотка. Не роняйте диск, так как его может или «повести», или он расколется от удара. Также он может причинить вам травму при падении на ногу. Для работ по снятию тормозных дисков, желательно использовать подъемник или эстакаду. Промажьте литолом посадочное место диска, перед его установкой.